партнеры
16.11.2016
E-Commerce Expert
Частные операторы опасаются, что принятие закона в существующем виде ограничит доступ новых операторов на рынок, приведет к увеличению количества надзирательных и регуляторных функций НКРСИ и повышению стоимости доставки. Государственный оператор «Укрпочта» считает несправедливым, что госрегулирование касается только его деятельности, и предлагает разработать механизм по субсидированию убыточных услуг в отдаленные населенные пункты
15 ноября в кризисном медиацентре по инициативе Союза украинских предпринимателей участники рынка почтовой доставки обсуждали проект закона «О почтовой связи», опубликованный на сайте Министерства инфраструктуры.
Проект закона предлагает ввести дополнительный сбор на финансирование НКРСИ в размере 0,2% от дохода. Также запланировано усиление контролирующей роли НКРСИ не только за так называемыми универсальными услугами почтовой связи, но и за услугами курьерской доставки.
В обсуждении приняли участие представители компаний «Нова пошта», «Ин Тайм», «Мист Экспресс», «Деливери», «Автолюкс». Примечательно, что представители Министерства инфраструктуры и НКРСИ не почтили своим присутствием дискуссию. Видимо, у государственных чиновников есть более серьезные дела, чем обсуждение жизненно важного законопроекта.
Приводим выдержки из дискуссии.
Инна Хомич, директор юридического департамента «Нова пошта»:
Рынок частной экспресс-доставки достаточно молод, вырос абсолютно с нуля, без приватизации наследства советского прошлого. За 15–17 лет своего существования этот рынок не только рос и формировался сам, но также стал драйвером рынка e-commerce. При падении ВВП, несмотря на кризис, рынок экспресс-доставки показывает рост на 10–18%.
В 2010 году государство отказалось от лицензирования частной экспресс-доставки. Спустя 6 лет мы получаем законопроект со скрытым регулированием, ограничением выхода на рынок путем установления административных барьеров и мегарегулятора, которого к тому же содержат сами участники рынка. Мы, частные операторы, не видим оснований для установления контроля за всеми услугами почтовой связи. Предлагаем придерживаться мировой практики и осуществлять контроль только за предоставлением универсальных услуг почтовой связи.
Сергей Грачев, генеральный директор «Ин Тайм»: Почтовая связь — это не труба, которая досталась нам от Советского Союза, это не частотный ресурс, доступ к которому ограничен, это неограниченный ресурс коммуникации. Доставку можно осуществлять пешими курьерами, мопедами, велосипедами. Для чего внесен этот законопроект? Поскольку ресурс неограничен, это точно не делается для того, чтобы уравнять шансы в доступе к каналу. Речь идет об ограничении доступа к каналу, то есть о создании монополии. Это крест на развитии рынка e-commerce. Этот законопроект хочет снять барьеры для развития «Укрпочты» за счет разрушения конкурентной среды. Новым операторам будет закрыт вход на рынок, это означает, что у нас не появятся новые инновационные сервисы. Фактически это консервация рынка.
Илона Коваль, директор юридического департамента «Мист Экспресс»: Украина является членом Всемирного почтового союза и в связи с этим взяла на себя обязательства по предоставлению универсальных почтовых услуг всем гражданам на территории всей страны. Универсальные почтовые услуги — это минимальный пакет услуг, который должен предоставляться не меньше пяти дней в неделю и в пределах допустимого качества. В предложенном законопроекте предлагается установить жесткие нормы регулирования. Универсальные услуги предоставляет государственный оператор «Укрпочта», их также могут предоставлять и другие частные операторы по установленным государством тарифам.
Законопроект устанавливает требования к операторам. Если посмотреть требования к количеству отделений, то ни один частный оператор не сможет предоставлять эти услуги. Если другие операторы не смогут предоставлять универсальные услуги, то возникает вопрос: зачем нам регулятор, который будет регулировать все остальные услуги? Какую пользу он принесет? Единственная польза — это внесение в реестр операторов почтовой связи, но это нам обойдется в 0,2% от оборота. Регулятор будет выполнять никому не понятную функцию — контроля, накладывать санкции, проводить проверки по собственной инициативе. Мы считаем имеющуюся формулировку законопроекта неприемлемой и убеждены, что он нарушает права не только операторов почтовой доставки, но и других участников рынка. Под видом регулирования рынка услуг почтовой связи этим законопроектом хотят регулировать услуги курьерской доставки. Услуги курьерской доставки сейчас широко используются многими участниками рынка. Компании доставляют пиццу, цветы, косметику. Им тоже нужно будет получать лицензию и входить в реестр операторов почтовой связи?
Нам всем понятно, что предоставление услуг в отдаленных населенных пунктах является убыточным. Существует несколько механизмов: за счет субсидирования из бюджета, за счет взносов частных операторов и финансирование из зарезервированных услуг, на которые есть монополия. У «Укрпочты» есть монополия на некоторые услуги, например, «Укрпочта» может продавать марки, остальные операторы не могут этого делать. Во время обсуждения законопроекта мы предлагали компании прекратить предоставлять монопольные услуги, но получили отказ. Поэтому обнародование цифр об убыточности почтовых услуг в отдаленных населенных пунктах без информации о доходах с монопольных видов деятельности будет как минимум несправедливым.
Александр Перцовский, заместитель генерального директора «Укрпочты»
Сейчас деятельность только одной компании регулируется законом «О почтовой связи», и это «Укрпочта». Если мы говорим о конкурентной среде для всех, то эту ситуацию нужно пересмотреть. Это ненормально, когда один игрок поставлен в законодательные рамки и должен выполнять все требования, а другие выведены за рамки этого поля. Мы выступаем за равные правила игры для всех. На всей территории Украины и даже в самых отдаленных селах люди должны получать качественные почтовые услуги. Сейчас предоставление этих убыточных услуг обеспечивается за счет субсидирования «Укрпочтой». До 80% наших отделений являются убыточными, мы не получаем дотаций из бюджета.
Что мы можем предложить? Это либо создание универсального фонда, либо прямое субсидирование. Мы все понимаем, что субсидирование из госбюджета — это не выход, потому что у нашего государства много статей затрат. Проект закона предлагает «скинуться» всем участникам рынка на покрытие убытков на обеспечение почтовых услуг в отдаленных местах. Нам нужно найти механизм, который сможет компенсировать предоставление услуг в сельской местности.
Андрей Ивасив, заместитель главы правления «Деливери»
Покрывать свои убытки за счет других хотели бы все здесь присутствующие. Я могу развить сеть, как «Укрпочта», и попросить — покройте мне убытки. Пока же мы не видим реальных цифр о том, насколько прибыльна или убыточна «Укрпочта», а только слышим о том, что там меняется руководство. Для начала представителям «Укрпочты» необходимо прийти к консенсусу со всеми здесь присутствующими, а потом навязать это решение Министерству инфраструктуры. Все наши пожелания по законопроекту, которые мы отправляли в Министерство инфраструктуры, безуспешно хоронились. Поэтому пока «Укрпочта» не договорится по каждому пункту с частными операторами рынка, мы с вами будем по разную сторону баррикад.
10 фактов о Denka Logistics — инфографика
далее →Подпишитесь и получайте раз в неделю дайджест самых интересных новостей
Подписаться