facebook Подписаться Рассылка от Retail Community
получайте все новости на почту
получайте все новости на почту Подписаться

Игорь Гут: «Бизнес убивает не коррупция, а неравные правила игры»

мнения

02.03.2015

956 0

 

Управляющий партнер проекта для владельцев бизнеса Develop Your Business (DYB), участник Несторовской группы Игорь Гут в своей колонке рассказывает, почему коррупция не убивает бизнес и какие затраты несет бизнес из-за отсутствия доверия в обществе

Коррупция серьезно тормозит развитие цивилизованного бизнеса, но не является ядом, который его убивает. Я ни в коем случае не говорю, что коррупция — это хорошо. Просто нужно принимать во внимание, что бизнесмены ориентированы на результат. Найти такое решение, которое приведет к результату, — это и есть предпринимательский талант — организовать, договориться. И если на пути возникает коррупция, то они идут на это. Я говорю не только об украинских компаниях. История знает немало примеров, когда международные компании идут на подкуп. Но если у бизнеса есть правила, пусть неформальные, но одинаковые для всех, то коррупция не убивает бизнес.

Украина до Януковича так и жила. Для мелкого и среднего бизнеса условия были примерно равные: все одинаково не платили налоги, но все знали, сколько стоит растаможка, обналичка. Была выстроена неправильная, но относительно справедливая система, когда на горизонтальном уровне у бизнеса была одинаковая коррупционная нагрузка. Условия доступа к ресурсам резко отличались лишь по вертикали — между средним и крупным бизнесом, например. Можно сказать, что это были теневые псевдоинституты. Янукович нарушил баланс. Он довел до абсурда так называемую систему ограниченного доступа. Компании, работающие на одном рынке и на одном уровне, оказались в неравных условиях: одной можно было платить меньше налогов, а другой — нет, одна могла выгоднее растаможиваться, другая — нет, одной давали лицензию, другой не давали. Это нарушило способность конкурировать цивилизованно. Никаким сервисом или маркетингом это было не исправить: если ты получаешь разницу в цене 30–50%, то как ты можешь конкурировать? Для товаров с относительно одинаковым набором ценности грамотный маркетинг может нивелировать разницу в цене в 10–20%, но никак не в 50%. Этот яд неравенства начал убивать рыночные отношения как таковые.

Но коррупционный налог — не единственные дополнительные затраты украинского бизнеса. Еще один — это налог на отсутствие в обществе такого социального капитала, как доверие. Советский Союз убил в нас доверие друг к другу в обществе, что переросло в дополнительный невидимый налог для бизнеса. Как его платит ритейл? Например, за счет содержания служб безопасности. В средней украинской ритейл-сети из 50 магазинов может работать целый батальон охраны! Кроме того, бизнесу приходится инвестировать в системы видеонаблюдения, компьютерные системы, которые их обслуживают. Такого рода инвестиции — это налог на отсутствие в обществе доверия, который в итоге приводит к повышению себестоимости товаров и услуг.

При этом мало кто учитывает, что в реальности клиенты воруют редко. Воруют сотрудники. Но я всегда повторяю владельцам бизнеса: ваши сотрудники не считают, что они воруют, они так компенсируют несправедливое отношение к себе.

Недоверие к людям в том числе приводит к упущенной прибыли. Приведу пример. Покупатели дорогой продукции любят торговаться. Но в украинских реалиях собственники бизнеса часто не дают полномочия менеджерам магазина или старшим продавцам сделать индивидуальную скидку. Клиент уходит без покупки, а владелец компании остается без прибыли. Он считает, что ему выгоднее не доверять своему менеджеру, чем продать.

На Майдане появился украинский феномен — там была колоссальная концентрация доверия. Социальный капитал на Майдане и в 100 метрах от него отличался в разы. Там у украинских денег появилась национальность, у бизнеса возникла пассионарность. Думаю, у нас есть предпосылки к тому, что «налог на недоверие» снизится и мы перестанем жить в логике «игры с нулевой суммой» — если кто-то выиграл, то кто-то при этом обязательно проиграл.

Ключевая задача государства сегодня — создать равные рыночные условия для всех. Пока же правил игры все еще нет, а о реформах только говорят. Можно сколько угодно осуждать бизнес, что он живет в логике Дарвина — выживают только самые приспосабливаемые. Но давайте говорить о неэтичности бизнеса лишь после того, как будут созданы условия цивилизованной рыночной экономики.

 

Поделиться:

комментарии

Выполнено с помощью Disqus