facebook Подписаться Рассылка от Retail Community
получайте все новости на почту
получайте все новости на почту Подписаться

Падение продаж потребительских товаров из РФ в 2014 году составило не менее $1 млрд

менеджмент

13.02.2015

317 0

ua-retail.com

Украинская ассоциация поставщиков торговых сетей подвела итоги бойкота российских товаров в 2014 году, связанного с агрессивной политикой РФ в отношении Украины

Общее падение продаж потребительских товаров, произведенных в Российской Федерации, в 2014 году составило не менее $1 млрд. Впервые украинские потребители стали отдавать предпочтение отечественной продукции, при этом не только продуктам питания, но и одежде и обуви. Это помогло украинским производителям в крайне неблагоприятных экономических условиях существенно нарастить производство.

Максимальные показатели падения продаж товаров, произведенных в Российской Федерации, которые в мае-июне 2014-го достигли 40%, к концу года остались без изменения. По оценкам Ассоциации, продажи продуктов питания из РФ приносили около $1,3 млрд ежегодно, что составляло от 3 до 7% ассортимента торговых сетей. К продукции, изготовленной в России, Ассоциация поставщиков торговых сетей относит товар, произведенный: в РФ — российскими компаниями, в РФ — иностранными компаниями, в любой стране — российской компанией или российскими акционерами.

Акцию бойкота российской продукции поддержало около 20% населения Украины, и это люди с высоким или средним уровнем дохода. Люди с невысоким уровнем дохода не могут позволить себе выбирать продукты питания или одежду исходя из страны производства. Основной критерий их выбора — цена. Поэтому можно сказать, что данная акция стала возможной благодаря среднему классу. Также ее двигателем стали студенты и патриотически настроенная часть населения Украины из разных регионов.

Структура товаров российского производства: алкогольные напитки — водка, пиво (ТМ «Балтика», «Жигули»); морепродукты — рыбные консервы, красная рыба, красная и черная икра; косметика, в том числе производства международных компаний на российских предприятиях (Schwarzkopf & Henkel, Unilever, «Черный Жемчуг», «Чистая линия»); бытовая химия (Procter & Gamble, Henkel); кондитерские изделия (Mars, Nestle, Fererro); жевательные резинки (Orbit).

Интерес к продукции, произведенной в Украине, подталкивает даже семейные предприятия к производству продукции под собственными ТМ. В первую очередь это касается одежды и обуви. Ранее данная продукция выпускалась под видом турецкой или китайской.

Налог на импортную продукцию в размере 10% на продукты питания и 5% на непродовольственные товары, включая одежду и обувь, приведет к увеличению на внутреннем рынке украинских товаров.

Торговые сети сегодня сталкиваются с тем, что розничные цены на аналогичные товары на рынке уже не ниже, чем раньше. А еще через несколько месяцев немало товаров и продуктов питания можно будет найти только на рынках или в небольших магазинах, т. е. в так называемой несетевой рознице. Это объясняется тем, что поставщики и украинские производители зарабатывают на товарах, продаваемых там, больше, чем в сетевых мини-, супер- и гипермаркетах.

Итогом акции бойкота российской продукции в Украине стало не только снижение продаж товаров из РФ, но и рост украинской продукции практически во всех сегментах потребительского спроса: продукты питания, хозяйственные товары, косметика, одежда и обувь. Российские товары на полках магазинов и рынков были заменены украинскими и европейскими приблизительно поровну. Таким образом ЕС, потерявшая на санкциях в России, смогла частично компенсировать свои потери в Украине.

Российские и международные компании, чьи продажи пострадали от акции бойкота, по-разному реагировали на это. Некоторые из них частично перенесли производство в Украину или страны Европы, некоторые просто констатируют значительное падение продаж, а некоторые уже ушли с украинского рынка. При этом уход с рынка объясняется не только проблемами в Украине, но и сложностями на внутреннем рынке РФ.

При этом сейчас не наблюдается массовая тенденция скрыть Россию как страну-производителя. В основном подобные случаи фиксировались весной, когда компании и торговля хотели допродать остатки. Переклеивание этикеток является незаконным, поэтому органы защиты прав потребителей могут накладывать штрафы за продажу такой продукции. Наряду с этим с середины 2014 года в Украине действует запрет на проверки предприятий малого и среднего бизнеса, что позволяет некоторым ритейлерам злоупотреблять.

В настоящее время основным импортером товаров российского производства в Украину являются транснациональные компании, имеющие в России свои производственные мощности. Они могут изменить логистику и поставлять в Украину продукцию из соседних европейских стран, но не хотят этого делать. Поэтому до сих пор в их ассортименте немаленькая часть, иногда до 30%, приходится на товары из России. И это притом что их доля в розничной торговле значительно превышает долю именно российских компаний. Надо обратить внимание на то, что Кодексы этики и внутренних правил международных компаний в первых абзацах содержат слова о том, что они прежде всего ориентированы на своих потребителей и основной их ценностью являются люди. При этом они никак не реагируют на пожелания украинского общества.

Источник: ua-retail.com

Поделиться:

комментарии

Выполнено с помощью Disqus