facebook Подписаться Рассылка от Retail Community
получайте все новости на почту
получайте все новости на почту Подписаться

Эффект от ЗСТ украинский рынок почувствует минимум через 5 лет. Интервью с Алексеем Дорошенко

менеджмент

29.12.2015

261 0

Hubs поговорил о перспективах на будущий год для украинского рынка продовольствия и ритейла с директором Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексеем Дорошенко

О зоне свободной торговли Украина — ЕС

На мой взгляд, в следующем году пока что ничего не изменится. Сейчас импортный сбор по разным группам товаров составляет от 5 до 10%. И эти ставки не снизятся одномоментно. Они будут уменьшаться в несколько этапов на 1% и так далее до полного обнуления ставки. И эти периоды по большинству категорий товаров растягиваются на 5–10 лет.

Отмена дополнительного импортного 10% сбора (соответствующий закон принят ВР 24 декабря 2015 года — ред.) в ближайшей перспективе приведет к большему снижению цен, чем начало работы зоны свободной торговли с ЕС. Однако надо учитывать, что украинские торговые сети закладывают в свою розничную цену все возможные риски, в том числе и доллар по курсу 28–30 грн.

В вопросе появление новых европейских товаров не стоит ожидать каких-то больших перемен в ближайшее время. Компаниям, которые хотели бы продавать здесь много и с минимальной наценкой, по-прежнему не выгодно приходить на украинский рынок. Ведь спрос упал настолько сильно, что делать им здесь нечего. Так, по данным статистики за 11 месяцев 2015 года розничный товарооборот сократился на 24%.

Многие поставщики сейчас уходят с рынка, потому что он сузился, а денег на его восстановление нет. Доллар и евро купить невозможно. Все эти обстоятельства препятствуют приходу новых поставщиков и производителей. Новые игроки приходят лишь после того, как экономика начинает расти, а рынок оживляется. У нас же пока что таких тенденций нет.

О российском продовольственном эмбарго

В 2014 году значительные ограничения на ввод украинского продовольствия в РФ действительно были проблемой. Мы продавали туда от 50% до 80% своей продукции, а этот рынок для нас неожиданно закрылся. Тогда это было катастрофой. Сегодня же все, кто мог, уже диверсифицировали свои рынки сбыта, поэтому такого масштабного урона не будет.

Поначалу, конечно же, нереализованный товар пойдет на внутренний рынок, что может немного снизить цены на некоторые группы товаров. Например, запрет на ввоз в Россию украинской свинины. У нас сегодня по этому мясу не «закрыт» свой собственный рынок. Поэтому, думаю, из-за прекращения экспорта просто улучшится внутренний баланс по этой группе.

О поставщиках и торговых сетях

В общем все осталось по-прежнему. Поставщиков и производителей не стало больше. Их число, наоборот, продолжает уменьшаться, поскольку условия для ведения бизнеса все еще оставляют желать лучшего. Например, отменили мораторий на проверки налоговиков. В результате ко всем участникам рынка выстроилась очередь из «желающих» получить мзду за отсутствие претензий со стороны Государственной фискальной службы. При этом расценки у них просто космические, в чем нет ничего удивительного. Ведь они «голодные», проверок не было полтора года. Многим в таких условиях проще закрыться, чем работать. Что они и делают.

В сегментах, где осталось 2–3 поставщика, они еще могут как-то существовать на рынке. А там, где их было 10, многие ушли.

Сети не могут больше выкручивать руки поставщикам. Теперь им приходится конкурировать и бороться за покупателя, который значительно обеднел за последние два года.

Раньше сети делили между собой ниши и регионы. Теперь же правила игры изменились, и они вынуждены бороться за выживание. Спрос одновременно упал и сместился в сторону наиболее дешевых товаров. Соответственно рентабельность все ниже и ниже. Самая большая инфляция в этом году была на социальных продуктах питания. Они подорожали в среднем на 60%. Потому что если раньше я покупал импортные финики, то сейчас перешел на яблоки и украинские овощи, которые, понятное дело, дешевле. Но торговые сети хотят зарабатывать так же, как и раньше. Поэтому они просто увеличивают наценку на ходовые продукты питания. И на этой почве у них происходят конкуренция и столкновения.

В украинских реалиях поставщики не способны организовать серьезное и системное давление, которое бы заставило торговые сети делать дополнительные накрутки сверх тех, что они хотят сами. Да, сети перестали выкручивать поставщикам руки, потому что их осталось мало. Но давления со стороны поставщиков нет. И в первую очередь потому, что наши поставщики и производители зачастую не могут договориться между собой. Если их на рынке осталось двое, они еще могут организовать какой-то сговор и поставить большую маржу. Но если их больше — никогда. Но на рынке редко остается где-то лишь два поставщика. Можно говорить о том, что в супермаркеты хотят поставлять регулярно только 2–3 производителя.

Мелкие производители вообще не привыкли договариваться между собой. Они не хотят садиться за стол переговоров ни по одному вопросу. Да и крупные тоже далеко не всегда сговорчивы.

Я думаю, это подорожание овощей в этом сезоне ни с каким отдельным событием связать нельзя. Сейчас я затрудняюсь дать ответ на этот вопрос. Но могу сказать, что мы недавно проехались по оптовым рынкам Киева и области, чтобы составить карту, где можно продавать и устраивать продовольственные ярмарки. И обнаружили, что на рынках практически нет производителей. Например, на оптовом рынке, что на окружной дороге, производители раз в неделю, по вторникам, завозят продукцию оптовикам, и все. Хотя свободные торговые места там есть. Это говорит о том, что производители не хотят или не могут сами торговать своей продукцией, что, естественно, сказывается на цене.

С другой стороны, в Украине из порядка 39 000 агропредприятий овощами занимаются лишь около 1 200 хозяйств. Структура рынка говорит сама за себя. С овощами сейчас действительно есть спекуляции, но кто именно это делает и на каком уровне, мне сказать сложно.

Источник: hubs.ua

Поделиться:

Материалы по теме

комментарии

Выполнено с помощью Disqus