facebook Подписаться Рассылка от Retail Community
получайте все новости на почту
получайте все новости на почту Подписаться

Каким будет аптечный рынок Украины через 15 лет

менеджмент

20.10.2014

959 0

Юлия Кафизова

15 октября в Киеве прошла конференция «Аптечный ритейл: поиск новых источников роста». Свой прогноз развития аптечной розницы дали генеральный директор подразделения активной косметики «Лореаль Украина» Михаил Иванушкин и категорийный менеджер Vichy/LaRoche Posay Александра Домашенко. Приводим основные тезисы их выступления.

В ближайшие 15 лет рынок аптечной розницы сильно изменится. По пессимистичному сценарию объем рынка в долларах вырастет в два раза. По оптимистичному — в три-четыре раза.

В Украине очень много аптек на душу населения, их число сократится минимум в два раза. За счет уменьшения количества аптек, в каждой торговой точке произойдет увеличение продаж минимум в четыре раза. Если сравнивать со странами Европы, то Украине на одну аптеку приходится 1900 человек, это один из самых низких показателей. В Польше, Италии, Франции на одну аптеку приходится 3500-4000 человек, то есть в два раза больше, чем на нашем рынке. В России также 4000 человек на аптеку. Соответственно, мы ожидаем что в Украине к 2030 году число аптек сократится до 11000. При этом оборот одной аптеки вырастет. Среднегодовй оборот одной аптеки в Украине порядка EUR220 000. Мы прогнозируем, что в течение ближайших 15 лет этот показатель вырастет в два-четыре раза. Польша – это минимальный ориентир для нас. Потенциал для роста даже выше, если изменения в стране будут более быстрыми.

Рынок будет двигаться в направлении аптечных супермаркетов. Их число по сравнению с сегодняшним днем увеличится в 10 раз. В Италии, Германии, Великобритании потребители не знают, что такое закрытая выкладка и заприлавчоная торговля, во всех этих странах аптеки работают в формате супермаркета. В Германии рынок строго поделен на две части: аптеки для закупки лекарственных средств и драгсторы с более широким ассортиментом, но даже там аптеки с фармпрепаратми работают с открытой выкладкой. Переход на аптеки с форматом самообслуживания – это главная тенденция рынка в странах восточной Европы. В Прибалтике на долю аптечных супермаркетов уже приходится 20% рынка. В России в таком формате работает около 700 аптек, то есть 2% рынка, в Польше – 4%. Исходя из данных нашей дистрибуции 99% рынка составляют аптеки с закрытой выкладкой. У потребителя нет доступа ни к лекарственным средствам ни к фармацевту – бОльшая часть выручки аптек формируется из-за прилавка. Витамины, медтехника, косметические средства – все это находится за стеклом. Многие аптеки предлагают потребителям смешанный формат- более дешевые товары в открытой выкладке, а более дорогие в закрытой. Только 1% украинского рынка занимают аптеки самообслуживания. Лидирующие позиции занимают те компании, у которых есть опыт в ритейле – это аптеки «Космо», Watsons, «Белая Ромашка». Если посмотреть на рынок ритейла в целом, то можно увидеть, что за последние годы открылось много супер-, гипермаректов, парфюмерно-косметических магазинов. Потребители уже привыкли к этому формату и сервису. А аптека остается местом покупки медикаментов, «когда я болею», то есть это вынужденная продажа. Задача фармацевтчиеского рынка изменить этот подход, сделать аптеки привлекательным точками продаж, куда будут приходить не только за медикаментами, но и за другими товарами и тем самым расширить рынок аптечного ритейла.

Будущее аптечного рынка за форматом «драгстор» – это аптеки с широким ассортиментом фармацевтических средств и других категорий. Наибольший потенциал мы видим в увеличении категории «дерматокосметики». Если рынок в целом вырастет в два раза, то направление дерматокосметики – в десять раз. Сопутствующие товары очень важны с точки зрения маржинальности бизнеса, потому что они в полтора-два раза более маржинальны, чем медикаменты. По медикаментам тенденция уменьшения маржинальности однозначная, государство наверняка придумает другие способы, чтобы уменьшить их маржинальность. Это произошло уже во всех странах и мы наблюдаем это в Украине.

Сейчас существует четыре основных канала, где потребители покупают косметику: это рынок масс-маркета, прямые продажи, салоны красоты и магазины формата люкс. Мы ожидаем большого притока клиентов из категории «люкс» и из сегмента прямых продаж. Рынок дерматокосметики наименее развит в доле, но наиболее развит в динамике. С начала года все категории косметики показывают негативную динамику, этот рынок показывает прирост 13%. Общая доля продаж косметики в аптеках составляет порядка 10%, но со временем ассортимент косметики масс-маркета в аптеках будет сокращаться за счет развития парфюмерно-косметических магазинов. На дерматокосметику в украинских аптеках приходится 1%, в Европе порядка 8-10%, в странах Восточной Европы – 4%.
Поделиться:

Материалы по теме

комментарии

Выполнено с помощью Disqus