facebook Подписаться Рассылка от Retail Community
получайте все новости на почту
получайте все новости на почту Подписаться

Чего добился Саакашвили за 100 дней губернаторства

менеджмент

07.09.2015

459 0

www.rbc.ua

Седьмого сентября исполняется сто дней с момента пребывания Михаила Саакашвили в кресле губернатора Одесской области. Бывший президент Грузии был назначен главой Одесской ОГА 30 мая указом Петра Порошенко, сменив Игоря Палицу, давнего соратника Игоря Коломойского

ЛІГАБізнесІнформ поговорила с представителями одесского бизнеса и выяснила, что удалось сделать Саакашвили за сто дней в должности губернатора. 

Иван Плачков, экс-губернатор Одесской области, владелец одесской винодельни «Колонист»

— Конечно, есть изменения в лучшую сторону. Саакашвили попросту начал вскрывать гнойные ямы в государственной машине. Это прежде всего касается коррупции в регионе, которая всегда была главной проблемой Одессы. Понятно, что за сто дней побороть коррупцию полностью невозможно, но тем не менее за этот период Саакашвили проделал колоссальную работу. Я как бизнесмен вижу это.

Судьи, прокуроры сразу все честными не станут, это само собой разумеется, но они начали бояться, понимают, что любая жалоба от бизнеса — и они могут попасть под раздачу.

Изначально у людей был скептицизм по поводу назначения Саакашвили губернатором. Сейчас его гораздо меньше. Сейчас Одесская область стала самой популярной в Украине. Сюда съезжаются туристы, благодаря, в том числе, харизме губернатора. Это колоссальный успех как для руководителя области. А то, что бизнес-атмосфера улучшилась, — это, безусловно, факт.

Виктор Берестенко, заместитель главы Ассоциации международных экспедиторов Украины

— Саакашвили после назначения просто выгнал силовиков из портов и дал возможность бизнесу дышать более свободно. Речь идет об СБУ, МВД и Генпрокуратуре. Он выгнал начальника Ильичевского порта Юрия Крука, чего не удавалось сделать многим президентам и Кабинетам министров. В транспортной сфере губернатор отобрал у гаишников палочки, запретил им ловить на радар и сидеть в кустах, потому что ничем, кроме поборов, это не заканчивалось.

Но нужно сказать, что он столкнулся с трудностями, о которых он сам и говорит. Палки в колеса вставляют представители правительства, которые, видно, хотят, чтобы все оставалось как прежде и ничего у Саакашвили не получилось. Ему не дают никого назначить ни в Одесской таможне, ни в других официальных органах региона.

Насиров (глава Государственной фискальной службы Роман Насиров. — Ред.) сделал кассира Калетника (глава Таможенной службы при Януковиче, находится в розыске) господина Романенко (глава Киевской таможни при Калетнике) своим внештатным советником. Внештатным, потому что он подпадает под действие закона о люстрации.

После этого Романенко начал управлять таможней полным ходом, назначать людей в региональные таможни и так далее. Но основная беда в том, что он начал управлять теми же методами, как и господин Калетник. В середине августа в Одесскую таможню назначили двух замов — это люди, которые были поставлены на контроль для организации контрабанды сигарет и спирта из Приднестровья и организации схем подмены номенклатуры. Но они не могут договориться с силовиками, без которых эта схема не работает, потому что Саакашвили их разорвет, они боятся. Об этом знают все, кто так или иначе связан с таможней.

Я считаю, что сейчас идет война Кабмина против Саакашвили, чтобы у последнего ничего не получилось. Знаете, почему все его боятся? Потому что никто не может с ним договориться на предмет какой-то схемы. В том числе местные элиты, которые сидели всегда на схемах и контрабанде.

Арон Майберг, совладелец «МАУ»

— Чтобы оценивать эффективность, нужно понимать, какие у Саакашвили цели. Я их не знаю. Например, целью может быть, чтобы одесситы летали дешевле или чтобы у них увеличилась платежеспособность. Нужно подождать и посмотреть, к чему приведет его работа. В свою очередь, для авиакомпании МАУ любой субъект, который будет развивать украинскую авиацию, — это позитив.

Мы крупнейший перевозчик в Одессе. Но сейчас не наращиваем активность на этом направлении. Возможно, мы бы летали активнее, если бы было сотрудничество с местными органами власти. В этом году мы стали интенсивнее развивать прямые авиасообщения для одесситов. Выполняем рейсы из Одессы в Вильнюс, Москву, Санкт-Петербург, Тель-Авив, Стамбул, Баку, Ереван. Начали думать о новых маршрутах. Но для дальнейшего развития нужны ответные шаги местной администрации. Пока их нет.

У Одессы огромный потенциал, но здесь очень дорогой аэропорт. Надо снижать стоимость услуг в аэропорту, уменьшать стоимость топлива. В этом направлении сделан только первый шаг, когда цены на авиатопливо снизили. Но эти лавры принадлежат не Саакашвили. Потому что были обращения МАУ в АМКУ, Комитет выявил там недобросовестную конкуренцию и обязал трейдеров снизить цены на топливо.

Если бы у нас была совместная программа с местной властью, тогда бы МАУ по-другому прописывала свои бизнес-планы и планировала бюджет для развития одесского направления. Но пока этого нет и нет понимания, какая стратегия развития авиарынка одесского региона выстраивается командой губернатора. Мы пригласили Михаила Саакашвили принять участие в круглом столе на тему «Как сделать так, чтобы украинцы летали много и дешево». Но никакого ответа не получили. Пока мы видим лозунги, что в Одессу полетят лоукосты. Нужно подождать, и тогда посмотрим, насколько эти планы будут реализованы.

Губернатор с кем-то на бульдозере ломает забор. С одной стороны — благое дело. Кто-то заблокировал доступ к пляжу, его открыли — люди довольны. Это хорошая пиар-акция. Но, с другой стороны, она показывает обществу, что путем лома можно решать вопросы. Хорошо таким образом достигать цели? Мое мнение — это сиюминутное удовольствие.

В правовой стране такого не может быть. В правовом государстве надо добиваться, чтобы суды быстро и оперативно давали решения по таким вопросам.

Шота Хаджишвили, СЕО группы агропромышленных компаний Risoil S.A. 

— Динамика позитивная есть, но скорость этой динамики оставляет желать лучшего. Можно было быстрее реформы делать, но имеем то, что имеем. Улучшения для бизнеса связаны в части инвестиций по транспорту, которых стало больше, в части прохождения документов, которые раньше торчали по всем пунктам.

Ну конечно, я могу подтвердить, что присутствие силовиков в портах стало намного менее ощутимым. Коррупция есть, но в гораздо меньшем объеме, чем ранее. Какой-то страх появился, что ли.

С таможней пока ничего не получается, там полный бардак. К примеру, мы привозим из США оборудование для элеваторов. Растаможка одного контейнера в Одессе $132 000, в Киеве — $99 000. Когда начинаешь в Одессе растаможивать, говорят, давай, делаем пополам. Поэтому мне проще грузить оборудование в машины, отправлять в Киев, там растаможивать и везти обратно. Как ни парадоксально, мы на этом экономим.

Борис Музалев, совладелец сети магазинов «Таврия-В»

— Работать стало морально легче, потому что даже когда с высокой трибуны говорят о бедах и несчастьях тружеников пролетариата, это уже хорошо. У нас осталось общественное мнение о том, что предприниматели — это сволота. Но на самом деле от того, как работает предприниматель, зависит благосостояние страны, от бизнеса зависят бюджетники, армия, чиновники.

Раньше мы чувствовали себя оплеванными: пашешь, работаешь, а никто даже спасибо не скажет. Я не хочу вмешиваться в политику, но то, что говорит Саакашвили о децентрализации и таможне, — это правда. Многие предприниматели его поддерживают всей душой. Он единственный нормальный человек, который пришел и к нам относится хотя бы на словах по-нормальному.

Конечно, ему не дают работать, конечно, его пытаются подставить, конечно, с ним не согласны чиновники — это понятно. Его плюс в том, что он обучался в США и знает, кто кого содержит. Наша основная беда — идеология. Если у нас капитализм, то не надо нас целовать в задницу, но спасибо говорить надо. 

Источник: biz.liga.net

Поделиться:

Материалы по теме

комментарии

Выполнено с помощью Disqus