facebook Подписаться Рассылка от Retail Community
получайте все новости на почту
получайте все новости на почту Подписаться

Что такое sharing economy? Украинские примеры

менеджмент

13.05.2015

1825 0
экономика обмена

minfin.com.ua

Зачем покупать вещь, если можно ее арендовать? Так одним предложением можно описать sharing economy — «экономику обмена», когда вместо права собственности потребитель выбирает аренду или обслуживание за деньги. Мы расскажем о трех украинских бизнесах, которые соответствуют этому тренду

Компания PricewaterhouseCoopers сформулировала понятие «экономики обмена» как «зарождающуюся экосистему, которая монетизирует недостаточно используемые активы или позволит воздерживаться от покупки этих активов в пользу заимствования, аренды или обслуживания в обмен на доступ к активам или деньгам». По такому принципу работают Airbnb (аренда жилья по всему миру), Uber (сервис поиска такси или водителей), SnapGoods (сервис аренды вещей и техники) и Spotify (обмен музыкой). Многие потребители, особенно молодое поколение, рассматривают право собственности как достаточно дорогую ношу. Новые бизнес-модели представляют потребителям экономически эффективные, удобные варианты, которые внушают доверие и порождают чувство общности. 

Украинская «экономика обмена» отчасти вызвана экономическим кризисом. По данным пресс-службы компании OLX, за последние полгода, с ноября 2014-го по апрель 2015-го, количество поисковых запросов по ключевому слову «аренда» увеличилось в среднем на 60%. Какие украинские проекты соответствуют понятию sharing economy?

Коворкинговые пространства

Коворкинг (co-working с англ. — «совместная работа») представляет собой совместное пользование офисом. Одним из первых в 2013 году в Киеве появилось креативное пространство «Часопис». Его автор Максим Яковер говорит, что его создание — результат неудовлетворенной личной потребности: для написания диплома требовалось место, куда можно было прийти и поработать.

«Была гипотеза, что я такой не один и такое пространство нужно в городе. С этого и стартовал проект», — делится Яковер. Наиболее активными посетителями являются предприниматели, люди 25+, люди, которые делают свои проекты или хотят стать предпринимателями. Арендовать рабочее место можно на час, а можно забронировать на месяц. Помимо рабочего места с доступом к интернету, посетители могут воспользоваться комнатой для встреч, провести скайп-конференцию, распечатать документ и выпить кофе. 

По словам Яковера, коворкинг и до кризиса был заполнен, и сейчас не пустует. Помимо «Часописа» в столице работает с десяток похожих проектов: антикафе «Времени вагон», «Циферблат», коворкинг-центр «Голосеевский», Startup Ukraine, Freud House, коворкинги в университетах КПИ и КНУ. В начале мая коворкинг запускается на арт-заводе «Платформа».

OhMylook — сервис обмена и аренды брендовых платьев

По словам основателя сервиса Валерии Бородиной, впервые идея появилась у нее в 2009 году. «Я представляла это как некий закрытый клуб, девочки носят красивые платья, и только члены клуба могут носить эти платья», — вспоминает Бородина. Однако тогда новаторство не оценили химчистки, с которыми нужно было сотрудничать. Спустя три года она вернулась к этой идее в новом формате, и в мае 2013-го проект был запущен, химчистки оказались более сговорчивыми. Необходимость этого сервиса, по словам Бородиной, заключается в решении двух типичных задач девушек: нечего надеть на мероприятие и негде хранить. Бородина покупает и сдает в аренду коктейльные и вечерние платья. Клиентами сервиса являются девушки от 23 до 40 лет, которые работают, самостоятельно себя обеспечивают и понимают, что вряд ли наденут праздничное платье много раз и оно будет валяться в шкафу. Особенно актуальным этот вопрос стал после девальвации гривны, когда цены на новые платья значительно выросли. В весенний период у сервиса наплыв молодых клиенток, связанный с периодом выпускных. По словам Бородиной, таких дат, когда есть 300 броней в одни сутки, всего две — 30 мая и 31 декабря. «Аудитория растет. Сейчас ситуация лучше, чем год назад, поскольку тогда люди массово отказывались от празднований. В течение первого года своего существования сервис вырос на 300%, второго — почти на 900%», — делится Валерия Бородина.

К концу месяца OhMyLook переедет в новый шоурум, подразделение компании есть в Киеве и Одессе, владелица ведет переговоры о продаже франшизы в другие страны.

 

Veliki.ua — сервис проката велосипедов


Идея компании родилась у Алексея Кушки в 2008 году, когда он захотел покататься на велосипеде, но существующий сервис его не удовлетворил: некачественный велосипед ему сдали по высокой цене. Он решил сделать лучше. Так через несколько месяцев, в апреле 2009 года, в Киеве появились «Велики».

В мае 2011 года прокат велосипедов насчитывал уже три пункта по Киеву, сейчас «Велики» работают в десяти городах Украины. Кушка отмечает активный рост спроса на услугу на протяжении последних трех лет. «Если сравнить 2014 год к предыдущему, то можно отметить рост востребованности услуги минимум на 30%», — говорит Кушка.

Автор: Дарья Златьева

 

Поделиться:

Материалы по теме

комментарии

Выполнено с помощью Disqus