facebook Подписаться Рассылка от Retail Community
получайте все новости на почту
получайте все новости на почту Подписаться

Крупнейший ритейл-холдинг Прибалтики VP Group открывает аптечный бизнес в Украине

менеджмент

21.04.2015

505 0

zebra.15min.lt

На украинский рынок выходит Vilniaus Prekyba (VP Group) — один из крупнейших ритейл-холдингов Прибалтики, присутствующий также в Польше и Болгарии. Компания оперирует FMCG-гигантом Maxima Group, сетью аптек Euroapotheca, а также гипермаркетами стройматериалов и товаров для дома Ermitažas. В 2013 году консолидированная выручка группы и ее структурных подразделений составила EUR2,972 млрд. В Украине она начнет работу с развития фармацевтического направления, сообщает Forbes.ua

Планы уже в мае открыть в Киеве первую торговую точку под вывеской «Евроаптека» подтвердила Ольга Мельник, директор компании «Еврофармацея» — оператора будущей аптеки. Генеральный директор Euroapotheca Раймонда Кижене (Raimonda Kižienė) подчеркивает, что компания планирует открывать в Украине пока только одну аптеку, которая позволит группе изнутри наблюдать за украинским рынком перед возможной экспансией.

«На данный момент мы делаем только первые шаги в Украине — у нас еще много вопросов, на которые необходимо ответить в первую очередь для себя. Только тогда мы сможем принимать стратегические решения по развитию в этой стране», — сообщила Кижене. По ее словам, в Украине Euroapotheca хочет прежде всего узнать своих потенциальных клиентов и их потребности, научиться управлять цепочкой поставок, а также понять конкурентную среду и правовую систему.

Согласно информации консалтинговой компании RetailNet, первая аптека литовского холдинга в Киеве откроется на улице Голосеевской, а ее площадь составит около 100 кв. м. Директор RetailNet Александр Ланецкий оценивает инвестиции в эту торговую точку примерно на уровне 1 млн грн.

Валерий Гудзенко, генеральный директор сети аптек TAS (оперирует 50 аптеками в Киевской и Донецкой областях), дает несколько меньшую оценку начальных вложений VP Group в первую точку — 700 000–800 000 грн.

Тем не менее, к перспективам литовской сети в Украине он относится скептически. «Конкуренция сегодня очень жесткая. Если раньше в Киеве на одну аптеку приходилось около 3500  жителей, то теперь — всего 1 800–2 000. В Европе этот показатель сейчас в среднем составляет 3 500 человек на аптеку», — констатирует Гудзенко.

Перенасыщенным рынок фармацевтического ритейла считает и директор компании «Агентство Медицинского маркетинга» Юрий Чертков. Согласно его данным, в Украине работает порядка 22 000 аптек при реальной необходимости на уровне 12 000. При этом объем рынка в 2014 году по сравнению с 2013-м в гривне вырос на 13% до 41 млрд грн, а в «твердой валюте» сократился на 20% (при пересчете по среднегодовому курсу НБУ — до $3,45 млрд).

По словам Гудзенко, рентабельность фармацевтического ритейла в Украине сейчас близка к нулю. Так, средней украинской аптеке требуется 15–18 месяцев для прохождения точки безубыточности, и 45 месяцев — для выхода на самоокупаемость. «Мы не боимся конкуренции, потому что пришедшим в Украину придется работать в том же правовом поле, с теми же наценками, — поясняет Гудзенко. — Возле них точно так же будут открываться частники, которые работают без кассовых аппаратов, и, возможно, торгуют фальсификатом. Поскольку удержать цены им [«Евроаптеке»] будет трудно, я не знаю, в чем они будут иметь преимущество».

Чертков указывает, что минимально значимые украинские сети насчитывают минимум 200 аптек: «Я не думаю, что в ближайшие три года «Евроаптека» разовьется в серьезную национальную сеть. Там [в Прибалтике] у них хорошие позиции и управление ассортиментом. Они пришли с классной моделью, но на украинском рынке ситуация другая — здесь объединяются в альянсы, многое зависит от связей и т. д.». В качестве негативного примера выхода на украинский рынок эксперт приводит «Риглу», одну из крупнейших российских аптечных сетей. Начав работу в Украине с середины 2000-х, компания сейчас владеет только пятью аптеками в Киеве.

Недостатком «Евроаптеки» Чертков также считает отсутствие модели франчайзинга — в развитии сети компании могло бы помочь привлечение других операторов или мелких предпринимателей, терпящих ныне убытки.

В то же время Ланецкий указывает на то, что кризис также предоставляет новые возможности для инвесторов. «У ритейлеров, которые сегодня смотрят на украинский рынок, следующая логика: сейчас — в период низких арендных плат и окладов — выгодно заходить, чтобы получить хорошие площади и условия», — объясняет он мотивацию VP Group выйти на украинский рынок именно в данное время.

По его оценкам, доля фармацевтического направления в выручке холдинга небольшая — порядка 10%. Основу бизнеса компании формирует Maxima Group, развивающая традиционный FMCG-ритейл, однако компания пока не декларирует планов захода в Украину в этом сегменте. Как показывает опыт Польши, VP Group может достаточно долго присматриваться к новому рынку перед выводом своего флагмана — с момента открытия первой польской Euroapteka в 2001 году до закрытия сделки по приобретению местного ритейлера Aldik прошло 11 лет.

Источник: forbes.ua

Поделиться:

комментарии

Выполнено с помощью Disqus