facebook Подписаться Рассылка от Retail Community
получайте все новости на почту
получайте все новости на почту Подписаться

В Украине растет число фармамаркетов

менеджмент

24.09.2014

656 0

Depositphotos

 

Крупные аптечные сети стремятся увеличить прибыль за счет продаж нелекарственных препаратов, для чего развивают форматы с открытой выкладкой и большей площадью.

В Украине увеличилось число так называемых фармаракетов. Об этом на форуме «Косметическая индустрия Украины» сообщил директор по работе с розничными сетями компании Nielsen Украина Виталий Брык. Под фармамаркетами подразумеваются аптеки, которые имеют современный формат торговли, с возможностью самообслуживания, в которой покупатель самостоятельно может выбирать значительную часть товаров и оплатить их на кассе. Помимо увеличения торговой площади, главное отличие их от традиционных аптек – наличие товаров, которые раньше покупатель мог приобрести в супермаркетах и специализированных магазинах: товары личного ухода (крема, зубные пасты, шампуни, бальзамы) и продуктовые категории (минеральная вода, жвачки, печенье).  

По словам Брыка в 2014 году по сравнению с 2012 годом, число аптек площадью до 30 кв. метров уменьшилось на 32%, от 30 до 50 кв. м. – на 10,7%, в то время как количество аптек площадью более 50 кв. м. увеличились на 17,8%. Безусловно, речь не обо всем рынке, а аптечных сетях, с которыми работает Nielson. Брык назвал еще одну тенденцию: увеличение средней частоты посещения аптек с 1,7 до 2,1 раза в месяц.

 Фармамаркеты появились в Украине в 2004 году. Они представлены крупными аптечными сетями, такими как «Аптека Доброго Дня», «Виталюкс», «Медсервис», «Белая ромашка», D.S, аптеки Tas. «Открытием аптек такого формата, кроме крупных сетей,  не занимается никто, потому что их запуск требует больше инвестиций и срок окупаемости больше», - утверждает директор аптечной сети "Аптека Top-pharm" Сергей Горницкий.

Рост количества аптек подобного формата обусловлен тем, что наценку медикаментов ограничивает государство, а на сопутствующие товары – БАДы, изделия медназначения, косметику, ограничений нет. «Фармаркеты направлены на увеличение прибыли за счет продаж сопутствующего товара» - говорит Горницкий. За счет открытой выкладки сопутствующие товары продаются лучше, отмечает коммерческий директор сети «Аптека доброго дня» Инна Овсянникова.

По мнению директора по маркетингу компании «Бизнес-Кредит» Елены Карчевской увеличение продаж косметики через аптечные точки – это тенденция не одного года. «Если в 2002 году парафармацевтическая продукция (лечебно-косметические товары, санитарно-гигенические средства) составляла 8%, то сейчас она занимает до 40% в некоторых сетях, - отмечает она. Директор по маркетингу сети аптек Tas Юлия Литвиненко, подтверждает высокую долю продаж нелекарственных средств до последних политических событий: «Доля парафармацевтической продукции могла достигать 30-40% от общего объема реализации, но сейчас мы видим падение продаж в этом сегменте на уровне 10%».

Категорийный менеджер торговых марок Vichy/La Roche-Posay Александра Домашенко считает, что сегмент парафармацевтики в аптеках будет расти за счет перехода клиентов из других рынокв. По ее словам категория дерматокосметики представлена в 1500 аптек из 20000 «У нас всего 3-4% косметики продается в аптечных сетях, в развитых странах этот показатель намного выше – до 9% -  рассказывает Домашенко. - Мы ожидаем прихода клиентов в аптеки из смежных рынков: парфюмерно-косметических магазинов выского ценового сегмента, бизнесов, построенных на прямых продажах косметики».

Не все эксперты считают, что аптеки современных форматов станут конкурентами существующим парфюмерно-косметическим сетям. «Аптеки, как правило, не берут на реализацию товары массмаркета, а только продукты с лечебный действием, - говорит Юлия Литвиненко. – В косметических супермаркетах нет той косметики, которая продается в аптеках, поэтому конкуренции как таковой в этом направлении нет».

Автор: Дарья Златьева

Поделиться:

Материалы по теме

комментарии

Выполнено с помощью Disqus